Почти каждый житель постсоветского пространства в возрасте от 30 лет знает, что такое филателия. Если не сам заботливо складывал почтовые марочки в альбом, то уж точно слышал об этом виде коллекционирования. В Советском Союзе филателия была крайне популярна. Причем, популярна у людей самых разных возрастов.
Коллекционирование марок — это одно из самых дорогостоящих, на сегодняшний день, и престижных увлечений, которое взяло своё начало с 1840 года.
Впервые первая марка была выпущена — Роулендом Хиллом. В то время не было телефонов и интернета, единственным способом связи являлась почта, поэтому разнообразие марок росло с каждым днём, а интерес к их коллекционированию набирал всё большие обороты. То что сейчас называется филателией, в древности имело название — марко мания.
Сама по себе марка — просто клочок бумаги, но в руках мастера она будет экспонатом, который бережно хранится в кляссере, и открывается людям только в особых случаях.
К выбору марок филателисты подходят с умом, вооружившись лупой и пинцетом. В филателии, как и в других видах коллекционирования, большую роль играет внешний вид марки. Торговый вид марок зависит от их частого использования, наличия всех зубчиков окантовки, видимости рисунка, потёртостей и изгибов. Все имеющиеся в наличие факты, существенно могут снизить стоимость марки на рынке. Наибольшую ценность имеют марки которые не были наклеены на конверт, а так же экземпляры с небольшим эксклюзивным тиражом.
Начинать коллекционирование не сложно, но необходимо быть готовым к тому что некоторые марки стоят целое состояние, и за ними надо будет поохотиться в филателистских магазинах, сообществах и даже в интернете. Ведь счастье коллекционера, зависит от возможности постоянно пополнять собственный альбом коллекций новыми марками, собирая, поистине, достойную коллекцию. Например вы интересуетесь темой Космос. Представленные в тексте статьи марки можно купить в нашем интернет-магазине.
В последнее время можно услышать, что филателия себя скоро изживет, но это не верно. В действительности коллекционирование марок набирает всё большие обороты по всему миру. Вкладывание денег в марки — это отличная гарантия финансового состояния, ведь цены на экземпляры марок постоянно растут на рынке.
Если собирать марки для вложения денег, то это уже бизнес. Собирать же для собственного удовольствия и эстетического наслаждения не слишком дорого. Просмотрите цены на интернет-аукционах типа Мешка, вполне приличные серии стоят 200-300 рублей.
Филателия — это целый мир для коллекционера, в который он погружается с головой, изучая географию, историю, искусство, науку и Космос. Иногда поиск одной особенной марки, может у филателиста занять всю его жизнь. Имея очень высокий профессионализм, филателисты всё время развиваются и получают новые знания и опыт, который приходит от знакомства и общения с разными людьми.
В период пандемиии появилось много свободного времени и филателия опять стала популярной. Это не только увлекательное хобби, но и выгодное вложение денег. Инвестиции в филателию занимают весомое четвертое место.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ.
Почтовая марка – это деньги. Почтовая валюта. Их не печатают по своей прихоти сторонние люди. Более того, печать почтовых марок, копирующих официальные, деяние наказуемое. Еще не фальшивомонетчик, но почти. Марками оплачивают услуги почты, приклеивая их на почтовое отправление. Отправка открытки по России стоит 18 рублей (на данный момент). Стало быть, приклеив на открытку марку с номиналом в 18 рублей, вы можете уже не общаться с сотрудниками почты. Просто бросайте открытку в почтовый ящик – вы свое уже заплатили. Марка стоит ровно столько, сколько на ней написано, если речь не идет о марках вышедших из обращения или иностранных. Тут уж за сколько продают, столько и стоит.
К слову, у марок много общего с деньгами. Изображения на первых почтовых марках были нарисованы теми же художниками, что рисуют банкноты. Поэтому первые марки имеют стилистическое сходство с изображением на банкнотах. Позже стилистика стала уходить в сторону, но вот эта банкнотная живопись до сих пор считается классикой. Почтовые марки наряду с деньгами имеют степени защиты. Ну и, как было сказано ранее, за подделку марок тоже можно схлопотать.
КТО ПЕЧАТАЕТ МАРКИ.
В России выпуском марок занимается издательство АО «Марка». Выпускает оно не только марки, но и конверты, открытки и прочие почтовые расходники. Делает это не как душе угодно, а по утвержденному плану. Учитываются там и знаменательные даты, и достойные упоминания люди, и различные значимые в жизни страны события. То есть, просмотрев в хронологическом порядке марки одной страны, вы вполне можете составить представление о том, чем эта страна живет. Народные костюмы, искусство, блюда, флора и фауна, спорт, достижения в космической отрасли, известные люди, наука… всего не перечислить. По маркам, если глаз наметан, специалист без труда опознает периоды застоя в стране или «смутные времена». Речь идет не о России, а о любой стране, поскольку принципы выбора тем для марок и вообще вся эта система оплаты почтовых отправлений схожи по всему миру. Если не сказать – идентичны. Отличия, конечно, есть, но упоминать о таких тонкостях нужно в посте более детальном. Почта России марок не печатает, она их только заказывает, не влияя при этом на тематику марки. Зато влияет на номинал. Если почте нужны марки достоинством в 50 рублей, именно такой номинал проставят на новых марках.
НА КОНВЕРТЕ МАРКИ ОДИНАКОВЫЕ, А В АЛЬБОМАХ РАЗНЫЕ.
Существует два, скажем так, типа марок: стандартные (тарифные) и художественные. Стандартные выпуски, это довольно простенькие марки, небольшого размера. Выпускаются они большими сериями со всевозможными номиналами (от 50 копеек до 100 рублей, например). Это марки, которые использует почта для ежедневных почтовых отправлений. То есть там, где красота марки вообще не важна. Сейчас такие марки делают самоклеящимися, часто в рулонах. Основная их задача – оплата отправки и удобство использования. Выпускаются такие марки огромными тиражами, по надобности допечатываются и крайне редко становятся редкими.
Художественные же марки выпускаются ограниченными тиражами, иногда настолько ограниченными, что до почты они и вовсе не доходят – раскупаются филателистами в салоне издательства, да еще не всем хватает. Некоторые марки выходят в двух и более вариантах. Простой подешевле, с каким-нибудь посеребрением подороже, с посеребрением в сувенирном буклете еще подороже и тд. Хочешь все разновидности? Изволь за одну по сути марку выложить пару-тройку тысяч. При этом, номинал на ней будет написан рублей 50. Но это я сгущаю краски. Подавляющее количество выпускаемых марок по цене вполне доступны.
Отдельного разговора достойна художественная составляющая марок. На взгляд человека несведущего марка – это картинка, такая же, как на фантике от жвачки или стикере на ноутбук. На деле же, марка – это художественная миниатюра, маленькое произведение искусства. Не зря одним из основных инструментов филателиста является увеличительное стекло. Рассматривать марку можно часами, находя в ней массу мелких деталей. Одной из тем, помещаемых на марки, является изобразительное искусство, в своем альбоме вы можете хранить целые экспозиции копий величайших произведений лучших художников мира, изготовленных с невероятной точностью.
Эта точность и качество печати, к слову, помогает определить подделки. Настолько высокое качество печати не могут позволить себе кустарные производства. Поэтому подделать марки так, чтобы тебя сходу не раскусили тертые филателисты, слишком затратное дело. Обычно подделки изготавливают мелкими тиражами и скидывают их по-быстрому. Нужно успеть все продать и смотать удочки, пока марка доставляется коллекционерам. Когда подделки попадут в руки филателисту, продавец тут же ославится на все сообщество. Часто подделывают иностранные марки, их сложнее быстро определить, поскольку примера оригинала под рукой нет. Однако, специалист определит подделку и в таком случае, по уже упомянутому высокому качеству печати оригинала.
СКАЗАЛ, ЧТО ФИЛАТЕЛИСТ, А САМ КОНВЕРТЫ СОБИРАЕТ.
Филателия – это коллекционирование и изучение филателистических материалов. А филателистические материалы – это не только марки. Конверты, открытки, почтовая документация, штемпели, история почты – все это предмет исследования филателии. С течением времени из филателии выделились отдельные виды коллекционирования, такие как филокартия (коллекционирование открыток), максимафилия (коллекционирование и создание картмаксимумов) и др. Но по прежнему, филателистические материалы исследуются филателистами в полном объеме. Например, изучив неприметный на ваш
взгляд конвертик, филателист расскажет, откуда он был отправлен (даже если адреса отправителя нет), когда и где конверт был изготовлен, расскажет о бумаге и способе печати, как конверта, так и марки, о перфорации на марке, зубцовке. Расскажет, кто или что изображено на марке во всех подробностях. Вместе с тем, даст историческую справку о том, что происходило в стране в тот период. Укажет на мелкие особенности этого конверта, по которым сделал свои выводы. Филателия вообще идет в ногу с историей, как наукой, ибо марка – это, по сути, иллюстрация к истории страны.
КОНВЕРТЫ ПЕРВОГО ДНЯ.
Еще одно направление филателии это коллекционирование конвертов первого дня (КПД) и картмаксимумов (КМ). Сейчас без них уже не мыслится ни одна коллекция почтовых марок. КПД и КМ способствуют более полному раскрытию темы . Они представляют собой филателистический материал , состоящий из трех почтовых элементов: одной или нескольких марок (блока) одной серии, наклеенных на художественный немаркированный конверт (аналогичную художественную карточку) и погашенных штемпелей в первый день выпуска их в почтовое обращение.
Что такое спецгашение?
Специальные почтовые штемпеля являются одним из видов календарных почтовых штемпелей. Они отличаются от штемпелей стандартного образца своим внешним оформлением (дополнительный текст, рисунок), целями и способом их применения, служат для памятных гашений исходящей почтовой корреспонденции.
Вот пример как выглядит конверт первого дня:
Купить данный КПД, который выпущен к Международной геофизической ассамблее 1958 г., вы можете у нас в интернет-магазине.
Часто коллекционерам удается добыть на конвертах первого дня все изданные марки. В 1968 советская почта начала регулярный выпуск конвертов первого дня (КПД) и стала систематически использовать гашения первого дня.
Первый конверт первого дня был выпущен для новогодней марки, поступившей в обращение 1 декабря 1968, к предстоящему 1969. Вначале конверты первого дня выпускались лишь для некоторых серий, затем число их стало увеличиваться и с 1981 они выпускаются для всех новых марок. До января 1981 выпущено более 500 конвертов первого дня.
Предлагаем изучить историю многих событий и стран посредством почтовых марок и конвертов первого дня. Поможем приобрести первый альбом, с чего начнется ваша увлекательная коллекция.